Рекомендации по проведению разъяснительной работы с родителями обучающихся в целях предупреждения отказа от участия в социально-психологическом тестировании на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
В целях организации системной деятельности образовательных организаций общего и среднего профессионального образования, направленной на профилактику вовлечения обучающихся в наркопотребление разработаны методические рекомендации по проведению разъяснительной работы с родителями обучающихся в целях предупреждения отказа от участия в социально-психологическом тестировании на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", подпункта 7 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" подпункта 15.1 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В данных рекомендациях изложена последовательность и характеристика основных профилактических мероприятий, рекомендованных к реализации в образовательной организации перед проведением социально-психологического тестирования на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся.
Проблема зависимого поведения подростков и молодежи является одной из самых болезненных для современного российского общества. Результаты многочисленных научных исследований и обыденный житейский опыт свидетельствуют о том, что первые "случайные пробы" наркотиков в подростковом и юношеском возрасте приводят к быстрому формированию зависимости, нарушению процесса социализации, различным негативным последствиям и правонарушениям. Такого будущего не пожелает своему ребенку ни один родитель.
При этом большинство подростков совершают "первую пробу" "из любопытства и (или) за компанию", "для того чтобы испытать новые ощущения", а также "потому что "это модно", и они не хотят "отличаться от одноклассников".
Мероприятия по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ проводятся во всех образовательных организациях Российской Федерации с 2014/2015 учебного года в соответствии с Федеральным законом от 07.06.2013 N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ".
Они включают социально-психологическое тестирование и профилактический медицинский осмотр.
Социально-психологическое тестирование проводится в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.06.2014 N 658
"Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования".
Основными задачами социально-психологического тестирования являются:
- выявление у обучающихся психологических "факторов риска" с целью их последующей психологической коррекции;
- организация адресной и системной работы с обучающимися образовательной организации, направленной на профилактику вовлечения в потребление наркотических средств и психотропных веществ;
- формирование контингента, обучающихся, направляемых на профилактические медицинские осмотры.
Проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в образовательной организации должно начинаться с проведения обучающих мероприятий для педагогических работников.
Начинать информационно-мотивационную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями) необходимо с разъяснения основных принципов проведения социально-психологического тестирования:
- принцип добровольности: обучающиеся от 15 лет самостоятельно дают информированное добровольное согласие на прохождение социально-психологического тестирования, а от 13 до 15 лет - их родители (законные представители);
- принцип конфиденциальности: результаты социально-психологического тестирования сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям) при условии его несовершеннолетия;
- принцип ненаказуемости: результаты социально-психологического тестирования не являются основанием для применения мер дисциплинарного наказания;
- принцип помощи: по результатам тестирования можно обратиться за помощью к психологу.
Социально-психологическое тестирование - это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические "факторы риска" возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической "устойчивости" личности.
При проведении информационно-разъяснительной работы с родителями (законными представителями) обучающихся необходимо, в первую очередь, акцентировать внимание на том, что социально-психологическое тестирование не выявляет факта незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Кроме того, обязательным при проведении информационно-разъяснительной работы с обучающимися и их родителями (законными представителями) является разъяснение положений о том, что результаты социально-психологического тестирования:
- не являются достаточным основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учета (внутришкольный, наркологический учет или постановки иного диагноза);
- могут лишь мотивировать тестируемого обратиться за консультацией к психологу, а также воспользоваться предложениями по участию в программах или мероприятиях, направленных на развитие, профилактической компетентности, навыков, личностно-доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию;
- позволяют тестируемому получить информацию о самом себе, содействуя развитию у него навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать свои возможности;
- обобщенные (неперсональные) результаты социально-психологического тестирования позволяют организовать эффективные психопрофилактические мероприятия на уровне муниципальных образований и каждой конкретной школы.
В заключение мотивационной беседы с обучающимися, их родителями (законными представителями) следует акцентировать внимание на практическом значении профилактического мероприятия, на том, что социально-психологическое тестирование - это лишь первый этап выявления затруднений, который может выполнять функцию "старта работы над собой". После этого при благоприятном развитии ситуации должен следовать "этап мобилизации социально-психологических ресурсов", который включает:
- формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
- развитие стрессоустойчивости и навыков совладения со стрессом: принятия решений, обращения за социальной поддержкой, избегания опасных ситуаций;
- развитие навыков саморегуляции и самоорганизации личности;
- содействие осознания обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
- формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей.
Во избежание страхов и в целях обеспечения психологической безопасности процедуры социально-психологического тестирования в заключении информационно-мотивационной беседы полезно повторно подчеркивать принципы социально-психологического тестирования: добровольность, конфиденциальность, ненаказуемость, оказание помощи.
Письмо Министерства просвещения РФ от 10 октября 2018г.
N 07-738 "О раннем выявлении незаконного потребления
наркотических средств и психотропных веществ у обучающихся"